Особенности современного метода горячей формовки

05.01.2021

Горячая формовка


Одна из самых горячо ожидаемых автомобильных новинок в 2020-ом году была модель электрокара ID.3 от Volkswagen, который дал толчок ускоренному процессу электрификации транспорта в мире. Для более экономного расхода заряда аккумулятора, инженеры значительно уменьшили массу, не жертвуя при этом безопасностью пассажиров.

В частности, уменьшить массу удалось при помощи боковых порогов и передних стоек, от чешского поставщика Snop Automotive. Данные детали кузова изготавливаются на линии горячего тиснения, при нагреве до 930° и формовке прессом мощностью 1200 тонн. За транспортировку заготовок отвечают трехосные сдвоенные питатели. Также среди оборудования линии присутствует загрузчик штампов и заготовок от компании Schuler.

Вице-президент автомобильной программы AISI Джон Каттерал пояснил, что горячая формовка была придумана специально для производства средних стоек. Однако не простых, а имеющих сложную геометрию, и состоящие из высокопрочных материалов, например борсодержащая сталь. Горячее тиснение – не является ноу-хау последних лет, основы были заложены еще в 1980-х. Тогда конструкторы искали новые варианты усиления боковой части кузова, на более сложные формованные детали. Ведь до этого использовали трубы, что не отвечало требованиям безопасности и прочности.

Многие ошибочно полагают, что конечный результат горячей штамповки полностью зависит от нагрева. Отчасти так и есть, но борсодержащая сталь может поддаваться формовке и без высоких температур, просто процесс будет немного сложнее. Да это процесс закалки, но закалки под давлением, благодаря которому содержащийся в стали аустенит становится микроструктурой мартенсита. Пока заготовка еще находится в штампе, нужен серьезный технологический контроль над процессом закалки.

Также нужно следить, чтобы формовка закончилась, пока деталь слишком не остыла, иначе она получится не однородной. Остывание должно проходить быстро, в противном случае не образуются микроструктуры мартенсита. Штамп для горячего формования должен иметь изогнутые каналы для эффективного охлаждения, что существенно усложняет их производство, по сравнению с обычными. Также тепловое расширение деталей существенно влияет на износ форм, поэтому оператором нужно особенно внимательно следить за процессом.

Компания ArcelorMittal в октябре 2020 стала единственным поставщиком высокопрочной стали третьего поколения для Ford Bronco будущего модельного года. Новый материал более легкий, по сравнению с аналогами и может штамповаться холодным методом. Однако Каттералл говорит, что горячее тиснение не уйдет в прошлое, ведь технологии еще есть, куда расти.

Читайте также:

Китай освоил новый бизнес для международного экспорта

Комплектация электромобилей корпусом для батарей из листового алюминия

Сера улучшает свойства ферритно-перлитных сталей


Возврат к списку